Звучит музыка. На сцену выходят девушки-ведущие — Осень и Весна (рис. 1а, б).
Весна (к зрителям). Здравствуйте, гости дорогие! (К Осени.) Здравствуй, Осень золотая!
Осень (к зрителям). Здравствуйте, ребята! (К Весне.) Здравствуй, Весна-красна!
Весна. Ребята, сегодня и я, Весна-красна, и Осень золотая вместе к вам пришли. Да не просто так на вас посмотреть да себя показать, а чтобы весело поиграть.
Осень (К Весне). С чего начнем?
Весна. С вопроса. С моим приходом прилетают птицы, зимовавшие на юге. А когда приходишь ты, Осень, птицы летят на юг. Верно?
Осень. Конечно.
Весна. А вот теперь вопрос ребятам. Друзья, а какие птицы остаются зимовать на родине? (Зрители отвечают.) Верно, синицы, голуби, воробьи. Я предлагаю вам поиграть в «Воробьиную молчанку». Сейчас выучим текст и движения, а потом будем повторять их, но при каждом повторе слова будут заменяться движениями. Сначала последнее слово, затем предпоследнее, и так далее. Попробуем?
На ветке (руки согнуты в локтях перед собой, сначала соединены, затем разводятся в разные стороны, обозначая длину «ветки») воробей (руки согнуты в локтях и разведены в стороны, движения ладошками) сидел (кивок головой),
Вправо (поворот головы вправо), влево (поворот головы влево) он глядел (руками показать бинокль).
И не боялся (пальцы правой руки сжать в кулак, выставить вверх указательный палец, согнутой в локте правой рукой делать движения перед собой вправо-влево) кошки (ладони приставить к голове, изображая ушки кошки), лежавшей (соединить две ладони и приложить их к правой щеке) на окошке (поднять вверх над головой руки, соединенные «домиком»).
Осень (после разучивания). А теперь не будем говорить слова «на окошке», а только покажем их. Начали!
Весна (после игры). А сейчас не говорим полностью последнюю строчку.
Игра повторяется до тех пор, пока все слова не будут заменены движениями.
Молодцы! Здорово!
Осень. Вас прошу не унывать, песню будем запевать!
Весна. А солировать будут те, кто отгадает наши следующие загадки. Прошу отвечать по одному, ответы принимаем по поднятой руке.
Осень. Она не любит носить брюки,
Ей всего дороже внуки.
И семья ей дорога.
Это наша… (Бабушка.)
Верно, это бабушка. Поднимайся к нам на сцену.
Звучит музыка. Угадавший поднимается на сцену.
Весна. Он в пруду купается,
С длинной шеей мается.
Он гогочет и шипит.
Этот зверь зовется… (Гусь.)
Кто-то из зрителей дает правильный ответ.
Верно, это гусь. Поднимайся к нам.
Звучит музыка. Ребенок поднимается на сцену.
Осень. Бабка их всегда кормила
И смотреть на них любила,
Пела им про «Муси-пуси»,
Но исчезли оба… (Гуся.)
Кто-то из зрителей дает правильный ответ.
Верно, это гуси. Прошу к нам на сцену.
Звучит мелодия песни «Два веселых гуся». Зритель поднимается на сцену.
Весна (обращаясь к игрокам). Поздравляю, вы — солисты нашего вокального ансамбля. Мы будем петь песню «Два веселых гуся». Да не просто петь, а весело! Это — бабушка (показывает на участника, отгадавшего загадку про бабушку, и повязывает ему на голову платочек). Это будет белый гусь (завязывает на шее следующего игрока белый бант), а это — серый (завязывает серый бант игроку).
Осень. Возьмите текст. (Подает играющим гусей карточки со словами.) Давайте прорепетируем без музыки. Как только в тексте попадается ваша роль — вы говорите свои слова и делаете движения. А бабушка ничего не говорит, а только качает головой. Попробуем!
Осень и Весна поют. Игроки повторяют движения и слова.
Жили у бабуси (бабушка прикладывает руки к щекам и покачивает головой)
Два веселых гуся. (Белый: «Поем», Серый: «И танцуем».)
Один — серый (Серый: «Серый и большой»), другой — белый (Белый: «Белый и пушистый»),
Два веселых гуся. (Белый: «Поем», Серый: «И танцуем».)
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся! (Слова и движения повторяются.)
Мыли гуси лапки (выставляет вперед правую ногу белый гусь, левую ногу — серый гусь)
В луже у канавки.
Один — серый (Серый: «Серый и большой»), другой — белый (Белый: «Белый и пушистый»),
Спрятались в канавке. (Серый: «Меня не видно», Белый: «Совсем не видно», и закрывают глаза ладошками.)
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке. (Слова и движения повторяются.)
Вот кричит бабуся (бабушка прикладывает руки к щекам и покачивает головой):
«Ой, пропали гуси!
Один — серый (Серый: «Серый и большой»), другой — белый (Белый: «Белый и пушистый»),
Два веселых гуся! (Белый: «Поем», Серый: «И танцуем».)
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся!» (Слова и движения повторяются.)
Выходили гуси (Белый: «Поем», Серый: «И танцуем»),
Кланялись бабусе (бабушка прикладывает руки к щекам и покачивает головой),
Один — серый (Серый: «Серый и большой»), другой — белый (Белый: «Белый и пушистый»),
Два веселых гуся. (Белый: «Поем», Серый: «И танцуем».)
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся! (Слова и движения повторяются.)
После репетиции включается музыкальное сопровождение. Проводится игра.
Весна. Замечательный вокальный ансамбль у нас получился!
Осень. Спасибо, ребята! Вы настоящие артисты! Хочу вас наградить! (Вручает детям призы.) Спасибо, пройдите в зал.
Весна. Уважаемые зрители! Поаплодируйте нашим актерам за их великолепное выступление! Спасибо!
Осень. А теперь я хочу сделать вам приятный подарок. Эту большую конфету получит тот, кто последним назовет рифму к слову «конфета»!
Весна. Монета!
Осень. Стоп, стоп! Играют только зрители, а ответы принимаются по поднятой руке. Начали: конфета, монета, кто еще скажет рифму?
Проводится аукцион. Зрители называют варианты рифм.
Стоп игра! Вариантов больше нет! Зрителя, назвавшего слово…, прошу подойти и взять свой заслуженный приз.
Звучит музыка, игрок получает большую конфету.
Молодцы, ребята, здорово мы с вами поиграли!
Весна. На этом наша игра закончилась…
Звучит музыка. Осень и Весна оглядываются. Выходят Лето (рис. 1в) и Зима (рис. 2).
Лето. Стоп, стоп, стоп! Все только начинается! (Обращаясь к ведущим.) Осень, Весна, никуда не уходите. Будете нам помогать! (Обращаясь к зрителям.) Здравствуйте, ребята! Заждались меня, наверное? Я — Лето красное, прекрасное!
Зима. Привет, девчонки и мальчишки! А я — Зимушка-зима, посмотреть на вас пришла!
Лето. Не перебивай меня, Зима, я к ребятам пришла поиграть, покричать, пошуметь…
Зима. И я тоже. Меня дети больше любят!
Лето. А я думаю — меня. А давай выясним это у ребят.
Осень и Весна выносят цветок и снежок.
Зима. Ребята, бросайте снежок и передавайте цветок, пока звучит музыка!
Звучит музыка. Дети передают друг другу снежок и цветок.
Стоп музыка! У кого снежок и цветок? Покажитесь!
Лето. Ребята, теперь возьмите за руку своего друга или подругу. И еще одного друга, и еще, и еще. Нам нужно по пять человек в каждой команде. Выходите на сцену!
Звучит музыка. Дети выбирают игроков и поднимаются с ними на сцену.
У нас две отличные команды — «Лето» и «Зима». Уважаемые зрители, поддержите аплодисментами наших игроков! (Обращаясь к командам.) Сейчас вам предстоят командные испытания. В первом конкурсе мы узнаем, не ошиблись ли лидеры в своем выборе: готовы ли команды беспрекословно идти за ними. (Обращается к Осени.) Осень, неси нам все, что нужно для первого конкурса.
Зима. И ты, Весна, помогай нам!
Звучит музыка. Выносят бутылки объемом 2 литра с прикрепленными к ним веточками (по семь штук для каждой команды).
Лето (обращаясь к игрокам). Представьте: вы пошли в лес и заблудились. Уже ночь, а фонарик есть только у лидера. Вставайте друг за другом. Сейчас вам всем, кроме первого игрока, завяжут глаза. Ваша задача — быстрее обойти все деревья, не сломав их, и вернуться. Прошу приготовиться.
Осень и Весна завязывают глаза участникам.
Уважаемые зрители, помогайте любимой группе, болейте за ее участников! Музыка! Вперед, начали!
Звучит музыка, команды выполняют задание.
(Обращаясь к лидеру выигравшей команды.) Поздравляю с первой победой! Аплодисменты нашим игрокам! (Обращается к проигравшей группе.) А вы не расслабляйтесь! Мы продолжаем играть.
Звучит музыка.
Зима. Следующий конкурс проведу я. Сейчас команды продемонстрируют, есть ли у них чувство локтя. Причем буквально. Мою команду я прошу пройти сюда. (Показывает на левую кулису.)
Лето. А вы, друзья, пройдите сюда. (Показывает на правую кулису.)
Зима. Ребята, встаньте в круг, повернитесь спинами и возьмите друг друга под локти. Теперь представьте, что на улице 40 градусов, холодно, ветер — в общем, все как я люблю. Вы уже замерзли. А чтобы согреться, попробуйте, приседая, не потерять «чувство локтя» друга. Победит команда, которая за минуту присядет большее количество раз. Уважаемые зрители, поддержите аплодисментами наши группы! Готовы? Что ж, тогда сели-встали! Начали!
Звучит музыка. Игроки выполняют задание. Все считают приседания.
Стоп игра! Прошу огласить результаты.
Осень и Весна озвучивают результаты.
Вот и наши победители! Молодцы! Аплодисменты нашей команде-победителю! А сейчас проверим вашу сплоченность, причем буквально. Представьте, ребята, что вы оказались посреди реки на льдинах. (Для каждой команды выносят по «льдинке» — кусочку белого твердого синтетического материала размером 35 х 35 см.) Сможете ли вы на них удержаться? Давайте попробуем! (Игроки выполняют задание.) Отлично! Можете сойти. (Игроки уходят с листов.) Кто дольше простоит на льдинке, тот и победит. Готовы? Начали!
Звучит музыка. Конкурс продолжается до тех пор, пока одна из групп не прекращает борьбу.
Поздравляю с победой команду… (называет выигравшую команду)! Вам аплодисменты зрителей!
Лето. Игра закончилась, сейчас узнаем, кого больше любят дети. (Считает количество набранных командами баллов.) Вот и все! Вас, уважаемые игроки (обращается к игрокам проигравшей группы), я благодарю за участие и прошу пройти в зал под бурные аплодисменты наших зрителей!
Зима. А я прошу поприветствовать наших победителей! Призы для команды на сцену!
Звучит торжественная музыка. Осень и Весна выносят призы, вручают их победителям.
Лето. Прошу вас, ребята, спуститься в зал на свои места. А зрители наградят вас аплодисментами за великолепную игру.
Зима. Что же получается, что лето (зима) лучше зимы (лета)?
Лето. Я думаю, нет! Есть же еще Весна-красна и Осень золотая. Наверняка кто-то из ребят их любит больше, чем нас с тобой.
Зима. Верно. Значит, вопрос о том, кого больше любят, остается открытым.
Лето. А пока мы с вами, ребята, прощаемся. Ждите нас в гости, но теперь уже всех по очереди! Согласны?
Дети отвечают. Звучит музыка. Ведущие уходят со сцены.
Рисунок 1.
Костюмы девушек, представляющих времена года, можно сделать фантазийными, как на данных рисунках, так и ограничиться 1-2 элементами для узнаваемости.
Рисунок 2.