Эпизод театрализованного представления, посвященного творчеству Игоря Александровича Моисеева — « Поехали! Сначала! И……».

На экране появляется газета, в ней по очереди «пробегают» объявления

 

Выпуск газеты «Вечерняя Москва». 25 января 1937 год

 

— В Великобритании вступает в силу Закон об общественном порядке, запрещающий военизированные политические организации и наделяющий полицию правом запрещать демонстрации и митинги в случае, если они грозят вылиться в беспорядки!

 

—В США
президент Рузвельт вновь вводит в действие Закон о нейтралитете, запрещающий поставки оружия в Испанию!

 

— В Австрии объявлена амнистия в отношении нацистов.

 

Заключено англо-итальянское Соглашение о свободе судоходства в Средиземном море!

 

— Государственный Ансамбль Народного Танца под управлением балетмейстера Игоря Моисеева объявляет конкурс на замещение вакантных должностей артистов балета!

 

 

В середине сцены выстроен репетиционный зал, он по площади занимает половину сцены. Репетиционный зал представляет собой некий параллелепипед. Внутри него- репетиционные хореографические станки , на задней стене висит зеркало площадью размером с площадь стены. В репетиционном зале у станков и напротив зеркалав черной репетиционной форме разминаются танцоры, разговаривают между собой. В углу зала сиди оркестр, состоящий из трех инструментов: балалайка, скрипка и аккордеон.

В зал входит Игорь Моисеев

 

Игорь Моисеев: Встали, начали! Давайте, давайте!Я мешаю кому-то своими разговорами? Прошу меня извинить. Скорее, время…

 

Танцоры выстраиваются вдоль станка, начинает играть музыка,танцоры начинают делать классические упражнения.

 

Игорь Моисеев(проходя мимо станков): Сегодня, 10 февраля , 1937 года проходит наша первая репетиция. Возможно, это будет и последняя репетиция, кто знает. Я верю, что из нашей встречи, что-то должно получиться. Парадоксально, но Вы взгляните , друзья, фольклор перестал полностью пользоваться популярностью у народов! Ольга, ниже плие, ниже! А в фольклоре ведь вся суть тебя, вся суть черт твоего народа, твоей крови. Что сегодня народный танец? Развлечение? Веселье на пьяную голову? Михаил, не надо так высоко ногу, ниже, что ты машешь тут! Так вот, господа, народный танец-это искусство! Народный танец достоин самых лучший залов, самых громких аплодисментов. И раз-два-три-четыре, И! Раз-два-три-четыре! Ира,я же считаю! Что ты мимо музыки, ты же не рельсы кладешь а танцуешь, и раз-два-три- четыре. Наша задача с Вами: творчески обрабатывать и представлять на сцене бытующие образцы фольклора. Ведь кто не знает ничего о чужой культуре, тот не знает ничего и о своей. Максим! Ну куда тебя несет? У тебя поезд? И раз-два-три- четыре…

 

 

Вне периметра репетиционного зала справа и слева выстраивается декорация зала суда. Над репетиционным залом , появляется кресло, в котором сидит судья. Внизу подсудимые Григорий Сокольников, Карл Радек, Георгий Пятаков, Леонид Серебряков. В репетиционном зале продолжается репетиция.

 

Судья: Слушается дело о Параллельном антисоветском троцкистском центре. Подсудимые, встаньте!

 

Моисеев: И раз-два-три -четыре,раз-два-три- четыре! Почему знания фольклора обогащают культуру человека? Почему ,это небывалая ценность для каждого человека? Катя, что ты там творишь! Не то, Катя, руки дряблые!

 

Судья: Подсудимые Пятаков, Сокольников, Радек, Серебряков обвиняются в организации параллельного центра под руководством Троцкого, задачей которого являлось руководство крупной преступной антисоветской шпионской и террористической деятельностью.

 

Моисеев: Именно знания фольклора обогащают человека, делают его социальным. Есть две разницы между культурой и цивилизацией. Знаете какие? Культура- богатство внутри человека. Цивилизация- богатство снаружи.

 

Судья: Так же вы обвиняетесь в том, что будучи участниками антисоветского подпольного троцкистского центра, вы совершили преступление , предусмотренные статьей 58-1а, 58-8, 58-9 и 58-11 Уголовного Кодекса РСФСР

 

Танцоры в зале отходят от станков и готовятся к русскому народному танцу. Начинается музыка, танцоры начинают танцевать номер «Полянка».

 

Моисеев: И Вы понимаете, страшно, когда цивилизация обгоняет культуру!

Николай, куда тебя мотает? Тут движения должны быть сочными, певучими. Девочки, ну украсьте, вы , движения по-женски!Заигрывайте!

 

Судья: Суд Выносит приговор. Пятаков и Серебряков приговорены к смертной казни. Радека и Сокольников приговорены к 10 годам лишения свободы.

 

Моисеев: Цивилизация не должна обгонять внутреннюю культуру, иначе человек становится зверем, теряет свои человеческие качества. Раз, поворот, два, поворт. Нелли! Я для кого считаю, глухая, ты моя! Обогащайте свою культуру, чтоб не стать зверьми. Вы сегодня молодцы! Сегодня -это целый шаг вперед.

 

Границы репетиционного зала немного расширяются, сдивигая декорации суда.

 

Судья: Суд окончен.

 

Гаснет свет.

Суд исчезает со сцены.

 

Начинает играть музыка мексиканского танца «Авалюлько».Загорается свет. В репетиционном зале Ансамбля репетируют мексиканский танец в костюмах, в танце уже не несколько человек,а большое количество. В оркестре уже 7 инструментов. Моисеев ведет занятие

 

 

Игорь Моисеев: Проговаривайте диалог ногами! Надо так ударить ногой , чтобы в голову дало! Маша,Маша, смотри! Я вот зритель, движение отсюда совсем не читается!Четче! И раз-два-три-четыре-пять -шесть- семь восемь! Носы кверху!Показать подметки!

 

Вне репетиционного зала выходит Ласаро Карденас де Рио.-представитель мексиканской революционной партии.

 

Ласаро Карденас :Я, Ласаро Карденас, представитель ревалюционной мексиканской партии заявляю, что мы экспроприируем имущество американских и британских нефтяных компаний! Это решение принято уже совершенно точно и бесповоротно!

 

Игорь Моисеев: У Вас выпученные от ужаса глаза!Боитесь не успеть куда-то? Все это сопливо, зыбко, хлипко! Буду вас гонять, пока не сделаете, что нужно! Не успокоюсь, пока не сделаю из вас людей!

 

 

Ласаро Карденас: Они нарушили установленные в 1937 году условия выплат и эксплуатации месторождений!

 

 

Иорь Моисеев: Таня, не занимайся глупостями! Ты интеллигентный человек, вот и танцуй интеллигентно.

 

Границы репетиционного зала раздвигаются еще больше,сбивая с ног Ласаро Карденас.

 

Танцоры не перестают танцевать, один состав уходит на его место выходят другие с Прибалтийским Танцем.

 

Игорь Моисеев:Все время танцуете мимо музыки!Как можно ухитриться делать не в музыку! Вы сами, сами приучили себя танцевать неряшлево! Ям-пам-пим-пам, Ям-пам -пим-пам!Ну! Сильнее!

 

Справа от границы репетиционного зала выходит Премьер-Министр Литвы Миронос Владас

 

Миронос Владас: Требования Польши об открытии границы для нас не допустимы! Мы никогда на это не пойдем!

 

 

 

Игорь Моисеев: Побольше юмора, побольше ехидства в движении! Ребрышки выше! Настя, спишь! Пара Юры и Ксении отстает на два счета!Вы глухие, скажите?

 

Слева от репетиционного зала выходит президент Польши Владислав Рачкевич.

 

Владислав Рачкевич: У Литвы нет выбора, отказ в открытии границы введет их в губительное положение.

 

Игорь Моисеев: Польский танец!

 

Танцоры начинают танцевать польский танец. Гроаницы репетиционного зала раздвигаются.

 

Миронос Владас: Литва дает свое соглашение в открытии границ с Польшей…

 

Танцоры в польском танце двигаются к правой стене репетиционного зала, в танце двигают ее, заставляя Литовского Премьер-Министра Покинуть сцену.

 

Игорь Моисеев: Вот Вам показаны движения правильно! Как вы умудряетесь делать из неправильно! Вот я всегда говорю, хороший человек даже из плохого сделает хорошее, а лентяй даже из хорошего сделает свинство! Полетели, и!

 

Резко замирает музыка. Танцоры замирают на месте. Начинается тревожная музыка. На польского президента начинают двигаться немецкие солдаты, президент теряется из виду.

 

 

Игорь Моисеев: Что за пауза? Что за остановка!Сначала поехали!

 

Начинается танец еврейская сюита. Справа от репетиционного зала так же появляются солдаты в фашистской форме. Солдаты с двух сторон идут на репетиционный зал и его границы сужаются обратно.

 

Игорь Моисеев: Поймите , в этом танце, как и во всяком другом, должен прочитаться характер народа!Надо сжать зубы как будто вы и не устали!

Смертельный танец!

 

Границы начинают расширятся , отодвигая солдатов от репетиционного зала. Еврейский танец продолжается. Солдаты снова идут на стены, сдвигая зал.

 

Игорь Моисеев: Танцем как в последний раз! Это слабо! Сильнее! Как я показывал это движение ?Разве так! Виктор молодец, давай, я верю в тебя! Зрительные и звуковые акценты должны совпадать! Давайте!

 

Танцоры танцем раздвигают стены .

Начинается Венгерский танец

 

Игорь Моисеев: Вот казалось, делать нечего,а все задыхаются! Пошли и раз два три раз два три! Ну вы же интеллигенция, интеллигенция же спасет мир, а не бабуины с ружьями! Не превращайтесь в бабуинов!

 

Со всех сторон от зала происходят военные сражения. Музыка танцев Ансамбля «перекрикивает» звуки взрывов и выстрелов. Идет румынский танец.

 

 

Игорь Моисеев: В моем коллективе нет солистов!Нет! В моем коллективе все равны. Каждый танцор равен каждом танцору. Как и каждый человек равен по своим правам каждому человеку. Ни один человек не имеет права решать жить другому или нет.

 

Начинается Венгерский танец и переходит в русский танец «Яблочко»

 

Игорь Моисеев: Ну , Мужчины! Давайте! Резко!Дерзко! Русская душа!Где ваша русская душа?

 

Бои не утихают. Танцоры начинают раздвигать границы репетиционного зала и двигают их без остановок

 

Игорь Моисеев: Руская душа! Миша, где твой русский дух? Вот! Так и танцуй!

 

 

Границы двигаются до тех пор, пока не исчезают последние солдаты. После этого идет торжественный финал танца «Яблочко»

 

Игорь Моисеев: Встали на испанский танец-это

 

Начинается испанский танец.

 

Игорь Моисеев: Выше ноги!Выше!Сильнее! Что вы болтаетесь как тряпки! Это танец,а не вышивка крестиком!

 

Музыка начинает убыстряться,топот от туфель становится громче, начинает преобладать красно-черноый свет.

 

Игорь Моисеев: Мне должно захотеться танцевать с вами!Сильнее! И раз-два-три четыре!Ну веселее, энергичнее!Вы не ансамбль танцоров ,Вы ансамбль бухгалтеров!Огонь !Сила! Где Ваша сила в глазах!

 

Музыка начинает нарастать еще больше, балетные стануи превращаются в ограждения стадиона для корриды. Начинается танец « быков».

 

Игорь Моисеев: Вам должно быть мало этого зала! Мало! Хлопки звонче! Звонче хлопки!Выходите зарамки этого зала, иначе и останетесбь навсегда в репетиционном зале!

 

Зеркало разбивается, на его месте оказывается экран, на котором показывается стадо быков бегущих по стадиону.

Яркий финал танца.

 

 

Гаснет свет.

 

Игорь Моисеев: наступает знаменательное событие. Наступил 1955 год. Именно в этом году мы с Вами открываем наш первый гастрольный тур. Франция и Англия.

 

Медленно появляется свет. Моисеев стоит в репетиционном зале. Перед ним его ученики уже одеты в костюмы. В зале уже собран большой симфонический оркестр под управлением деррижера.

 

Игорь Моисеев: Поехали!

 

Начинается танец «Половецкие пляски»

 

Справа от репетиционного зала появляются декорации Франции , слева декорации Англии. С двух сторон выходят танцоры, в пластической зарисовке изображая Францию и Англию. Танцоры в зале танцуют, раздвигая границы зала, раздвигают до тех пор, пока гарницы не рушатся. Границы ломаются, танцоры из трех частей объединяются и танцуют последний танец торжественно и задорно вместе.

 

На сцене появляются другие танцоры разных возрастов и в разных костюмов. Появляются декорации Концертного зала имени Чайковского.

Выходит Игорь Моисеев.

 

Игорь Моисеев: Сегодня, 10 февраля 2007 года, ровно 70 лет, как состоялась первая репетиция моего ансамбля. К чему это приведет, я тогда не знал. Вот к чему привело. За моей спиной стоят более 500 человек Моеесеевцев в возрасте от 6 до 50 лет.

Я отдал всю жизнь этому ансамблю и фольклору. Знаете почему? Потому что в фольклоре ведь вся суть тебя, вся суть черт твоего народа, твоей крови. Что сегодня народный танец? Народный танец- это гордость каждого народа. Ведь тот, кто не знает чужой культуры, ничего не знает о своей.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *