В эту игру могут играть дети от дошкольного возраста и до пенсионного. Сценарии могут быть настолько разнообразны, насколько вам позволяет ваша фантазия. Мы попытаемся здесь дать некоторые советы, чтобы помочь организовать игру интересно, увлекательно, весело и не только здорово провести время, но и узнать много нового и полезного, об истории нашей Родины, о картах, топографических знаках, научиться пользоваться компасом, ориентироваться по сторонам света, определять возраст находки или клада…
Итак, по-порядку. Для начала, исходя из возраста играющих и места проведения игры, организаторам необходимо определиться с темой игры, т.е. какой клад вы ищете. От этого будет зависеть и весь сценарий, и то, что необходимо использовать в качестве вложения в «клад». Мы предлагаем несколько тем на выбор, надеясь, что вы их дополните, творчески переработаете.
Клад пирата
Тема актуальна, если вы играете недалеко от моря, океана, другого крупного водоема, реки, в конце концов (существовавших давно, а не вырытый недавно пожарный пруд), т.е. мест, которые теоретически могли посещаться пиратами.
Хотя и в наше время есть пираты (сомалийские и пр.) и забрести они могли далеко, может быть скрываясь от погони, или чтобы точно никто не нашел спрятанные сокровища…
Клад купца
Вообще универсальная тема. И в городе, и недалеко от большой деревни и просто старой наезженной(пусть грунтовой или лесной дороги) может быть зарыт такой клад
Клад благородных (типа Робин Гуда), или не очень благородных разбойников
О, это интереснее всего играть в лесу, на поляне, на опушке, где,возможно из-за деревьев за вами наблюдают потомки разбойников, стерегущие сокровища…
Клад антиквара, коллекционера
Если нет возможности выехать за город, на свежий воздух.
Клад фальшивомонетчика
Территориально можно играть везде, просто, если нет возможности сделать вложение из настоящих монет, можно заменить их копиями (с этим тоже поможем)
Клад космических пиратов
Вот уж где можно разгуляться фантазии…
Определившись с темой, надо придумать способ «сброса» информации о кладе. Обычно это инициирующая записка с текстом-информацией о том, что кто-то спрятал что-то примерно там-то. Ну, например, легенда о купце, который оставил свой капитал, уезжая надолго далеко-далеко, где и сгинул благополучно…
Или письмо одного разбойника (пирата, коллекционера, антиквара…) другому или своему родственнику о том,что он тяжело заболел, вероятно умрет и не хочет, чтобы награбленное (собранная за долгие годы коллекция ценных монет, нажитые непосильным трудом старинные и очень ценные вещи…) достались неизвестно кому, или сгинули, пропали, спрятанные в земле под камнем(в дупле, в вентиляционном отверстии здания, у слияния двух оврагов…)
Далее в этой записке описывается путь на приложенной карте, плане помещения (например старое здание школы), схеме.. к кладу или месту с следующей запиской, подсказкой, стрелкой, выложенной из камней (толстых сучьев, в виде канавки в земле, нацарапанной или нарисованной на стене…), в старой книге в библиотеке, на витрине местного музея, в заброшенном доме… Дайте простор своей фантазии…
Сброс инициирующей информации желательно сделать публично, например записка в бутылке необычной формы, найденной вместе на прогулке, или выпавшая из старой книги записка(может даже на уроке!). Или кто-то из персонала принесет кому-то из взрослых, находящихся в присутствии детей банку из-под чая с запиской с словами, что случайно это нашли при уборке территории, при прочистке вентиляционных коробов в стене (если здание не очень новое), при разборе вещей в подвале…
Для записок, подсказок, планов в комплект входят листы «состаренной» бумаги и бумаги, стилизованной под старые карты, распечатки старинных карт, пиратские флаги (обоженные обрывки которого могут встречаться в закладках промежуточных записок).
Путь к кладу осилит только тот кто занимается спортом (две или три команды могут двигаться к указанному на карте месту одновременно, кто быстрее, преодолевая естественные и искусственные препятствия, много знает и умеет.
Путь к кладу связан с умением пользоваться компасом (10 шагов на северо-запад, 20 на зюйд-вест…) двигаться по азимуту, знанием обозначений на карте (вот вам и география, топография…), знанием растений, природы (под дубом, в кустах орешника между двумя кленами, дупло в осине,..).
Подсказки могут быть в в форме задач-головоломок по математике и физике, да любому предмету (например, по этому направлению столько шагов вперед, сколько атомов кислорода в молекуле серной кислоты, или в 10 раз больше чем количество естественных спутников Земли…), просто загадки для детей младшего возраста, или задание — пазл-собрать разрезанную на несколько частей карту или записку-подсказку…
Неплохо было бы для оживления интереса к игре заложить небольшую промежуточную находку, где вместе с запиской находился бы интересный или ценный предмет, например старинная монета, или пиратский флаг, или солдатская пряжка, чернильница, гильза от патрона, недостающая часть карты или плана, обрывок ее.
Эта увлекательная и познавательная игра может быть и соревнованием и проверкой знаний и умений, может проходить в несколько этапов (дней),с походами в музеи и библиотеки, с использованием интернета и навигаторов… Включайте фантазию!
На завершающем этапе игры клад, конечно-же, должен быть найден. Место закладки определяется темой игры. Самое простое и универсальное — закопать слегка присыпав листвой или ветками.
Над самим кладом советуем разместить примету, которая однозначно определит местонахождение закладки (были случаи, когда чуть не потеряли заложенный «клад», долго не могли найти место (приметный камень, крестообразная траншейка в земле, присыпанная листьями, чтобы не было видно свежего раскопа, толстое поваленное дерево — у остатков пня (дерево тогда было, а сейчас упало)…
Точное место обнаруживается либо щупами, либо локальными вскрываниями земли лопатой. Солиднее смотрится привлечение для поисков в земле оператора с металлоискателем. При отсутствии возможности привлечь кого-то из знакомых, обладающих этим прибором, можно взять металлодетектор напрокат, или вызвать оператора для участия в игре на последнем этапе.
Знакомство участников игры с принципом работы этого прибора и тем, как его используют на практике также будет интересным новым знанием и полезным опытом. (Можно будет покрутить ручки! Послушать какие звуки издают различные металлические предметы! Увидеть, что показывает монитор прибора, реагируя на разные цели).
Особое внимание надо уделить вложению, чтобы оно не только соответствовало теме, легенде игры, но и было интересно с познавательной стороны. Универсальное вложение — подлинные монеты и банкноты, соответствующие эпохе и легенде игры. Монеты интересны как исторический материал. Своей датировкой они привязывают находку к конкретному историческому периоду, клад не может быть старше, чем самая «молодая» монета из него.
Можно обсудить, кто из правителей России в это время находился у власти, чем он известен, что за исторические события происходили в то время, когда была отчеканена эта монета, чей портрет на ней изображен, как меняли и почему герб нашего государства, что изображено на нем в разные периоды нашей истории и почему (например Петр 1, война 1812 года, революция и Николай 2, Ленин — некоторые подростки не могут вразумительно ответить на вопрос о том ,кто это и с какими событиями в России связаны эти имена).
При пиратской легенде комплектация вложения может быть дополнена недорогой бижутерией, при антикварно-коллекционерской какими-то старинными и любопытными предметами, соответствующими эпохе легенды… Для самых маленьких можно и конфеты с шоколадными медальками положить и играть поиск потерянных Дедом Морозом (или украденные и спрятанные Бабой Ягой, или другими плохими героями) подарками для детей.
«Найденные» предметы, вложение, особенно, если это интересные с исторической точки зрения вещи можно, конечно оставить в школьном музее, как память об игре, или передать в местный музей.
Мы же рекомендуем большую часть находок передать нашедшим на память. Это и награда, и повод вспомнить игру, показать родителям, друзьям, как справедливо «поделить» найденное решат организаторы игры, если учтут активность участников, их вклад в продвижении к цели, (за активность и правильные ответы небольшие призы и баллы, за неверные –«черные метки» — ужас!!! кровь стынет в жилах!!), а также помогут дополнительные вопросы, или викторина на исторические темы с привлечением найденных предметов.
Или все решит жребий… Эти приятные мелочи так радуют всех участников игры, у ребят загораются глаза, а уж родителям эти находки вообще предстанут как бесценные сокровища, найденные их «сокровищами» в тяжелой и упорной борьбе на пути к цели.
О комплекте для игры «Поиск «Клада»
- Сундучек (горшочек) для закладки «клада», стилизованный под старину. В этот сундук вложены все предметы, составляющие «клад». В него же при доставке, или отправке почтой будут сложены все остальные комплектующие. Горшочек может поставляться вместо сундучка при вложениях, которые боятся влаги, например старинные банкноты. Вложив содержимое «клада» в горшочек, мы запечатываем его и герметизируем, заливая воском, или парафином. Здесь важна не столько влагостойкость, сколько правдоподобность. И в сундучке банкноты полежат несколько часов в земле и ничего с ними не случится, пока «клад» не будет найден,просто пытливый ум, кого-нибудь из искателей клада может раньше времени разрушить иллюзию, заявив, что бумага за 100-200 лет в земле не могла так сохраниться…
- Лупа (увеличительное стекло с ручкой). Понадобится ,когда будет необходимо рассмотреть то, что не очень хорошо видно на «пролежавших много лет в потайных местах» картах и записках — подсказках, а затем и чтобы рассмотреть получше находки, ведь монеты очень старые и многие покрыты паутиной, толстым слоем окислов и других соединений… Может после чистки они будут выглядеть лучше… Столько времени прошло…
- Компас профессиональный. Необходим при движении по подсказкам,если они указаны как азимуты или стороны света, и просто, чтобы не заблудиться и найти дорогу назад.
- «Состаренная» бумага для записок и планов.
- Листы бумаги, стилизованные под старинные карты России .
- Бижутерия в ассортименте.
- Наполнение сундучка — «клада» в подарок.