На заднике плакат с надписью «Школа детективов». По краям сцены полукругом расставлены стулья: по шесть для каждой команды и седьмой для преподавателя. На одном из стульев — планшет с прикрепленными листами бумаги, ручка и карандаш.
Посредине сцены, между стульями для команд, — журнальный столик, кресло для Ведущей, кресло для гостей, которые будут приходить в течение программы.
В зрительном зале — стол и стулья для экзаменационной комиссии.
Звучит музыка из к/ф «Пуаро Агаты Кристи».
Ведущая. Добрый день! Не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят читать детективы. Наверняка вы представляли себя на месте знаменитого сыщика и могли определить преступника, не дочитав книгу. Но никто из вас не догадывается, что существует «Школа детективов», в которой мы с вами сегодня находимся. Учатся в ней способные ребята и девушки, у которых сейчас начнутся выпускные экзамены. Их строгие и знаменитые преподаватели разрешили нам присутствовать при этом. Но прежде чем здесь появятся ученики, вы, уважаемые зрители, постарайтесь по описанию узнать преподавателей.
Итак, это эксцентричный бельгиец, яйцевидная голова которого украшена роскошными усами, составляющими предмет особой гордости и забот хозяина. Гений сыска, наделенный сверхъестественной интуицией. Он — настоящий интеллектуальный Геркулес. И назван он в честь античного героя, ибо его имя Эркюль означает Геркулес. (Пуаро.)
Верно! Прошу приветствовать знаменитого Эркюля Пуаро вместе с его учениками.
Звучит музыка, участники программы занимают свои места.
Эта пожилая дама живет в одном из зеленых уголков Англии, в городе Сант-Мери-Дид. Ее возраст колеблется между 65-75 годами. Она не сыщик-профессионал, быть может, даже не слишком образованная, однако вся ее прелесть именно в этом и заключается. Попадая изредка в Лондон, она приобретает шерсть для вязания, так как является искусной вязальщицей. (Мисс Марпл.)
Конечно, это она! Прошу приветствовать почтенную Мисс Марпл с ее учениками.
Звучит музыка. Команда и Мисс Марпл занимают свои места.
Уважаемые Мисс Марпл и Эркюль Пуаро, мы надеемся, ваши ученики такие же знатоки сыскного дела, как и вы сами. Скоро мы сможем в этом убедиться. А сейчас я представляю вам экзаменационную комиссию… Начинаем первый экзамен.
На сцену выходит Золушка. В руках у нее папки «Дело №…»
Золушка. Это школа детективов?
Ведущая. Да! А вы кто?
Пуаро. Позвольте мне. Мои маленькие серые клеточки подсказывают мне, что это Золушка.
Ведущая. Не могу с вами спорить.
Золушка. Только вы сможете помочь мне. Мачеха с сестрами уехали на презентацию нового диска Стаса Михайлова, а сестры, которые учатся в юридическом колледже, свое домашнее задание велели сделать мне. Вот в этих «Делах» (показывает) — протоколы с описанием сказочных правонарушений и преступлений. Необходимо правильно сформулировать обвинение.
Ведущая. Не волнуйтесь, милая Золушка. Наши ребята не профессионалы, они только учатся, но, если надо, способны на чудеса. Раздайте «Дела» по классам. Ребята, вам необходимо прочесть протоколы и сформулировать обвинение.
Задание для учеников Эркюля Пуаро.
1. В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила.
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала… (Убийство отравлением.)
2. Буратино выкопал ямку, положил 5 золотых монет, засыпал и сел ждать, когда вырастет дерево. Но его арестовали собаки-сыщики. Лиса и Кот, не теряя времени, выкопали 5 золотых монет. Ободрав друг другу бока, они разделили монеты поровну и в ту же ночь скрылись из города. (Кража.)
3. Бедный поп
Подставил лоб.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелчка
Лишился поп языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика. (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.)
Задание для учеников мисс Марпл.
1. Волк очень рассердился и зарычал: «Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется». И он принялся дуть. С крыши слетали листья, стены дрожали. Когда волк дунул пятый раз, дом зашатался и развалился. Одна только дверь некоторое время еще стояла посреди развалин. (Умышленное повреждение имущества.)
2. Проходя утром по линии на 141 версте, железнодорожный сторож застал злоумышленника за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Недогляди сторож, поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило. (Приведение в негодность путей сообщения.)
3. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба. Она вспрыгнула прямо на стол, схватила ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад. (Похищение ребенка.)
Золушка. Спасибо, спасибо. Я бы одна не успела разобраться со всеми заданиями. Спасибо вам, я все запомнила. Побежала, скоро сестры с мачехой приедут. (Убегает.)
Экзаменационная комиссия объявляет итоги конкурса. Звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлока Xолмca и Доктора Ватсона». На сцену выходит Миссис Хадсон и выкатывает столик с предметами для следующего конкурса.
Миссис Хадсон. Добрый вечер!
Мисс Марпл. Добрый вечер, миссис Хадсон. Что привело вас в нашу школу детективов?
Миссис Хадсон. У мистера Холмса, моего постояльца, скопилось много вещей. Он попросил меня отправить их хозяевам, но я не помню, кому они принадлежат. А мистер Холмс и доктор Ватсон занимаются очередным преступлением. Может, ваши юные детективы помогут мне определить хозяев?
Ведущая. Это элементарно, миссис Хадсон! Раздайте вещи ребятам.
Варианты: санки, зонтик, золотое яйцо, мочалка, три тарелки разного размера, корзинка.
Уважаемые юные детективы, миссис Хадсон ждет ваших ответов. На свою память не надеется и приготовилась записывать.
Мисс Хадсон. Я очень благодарна вам за помощь. Теперь у мистера Холмса есть достойная смена.
Ребята возвращают вещи на столик, и миссис Хадсон покидает сцену.
Ведущая. Уважаемый председатель, объявите оценки за выполнение этого задания.
Председатель объявляет оценки и общий итог.
Пока вы, ребята, помогали навести порядок в квартире Шерлока Холмса, я обнаружила, что Золушка забыла… Нет, не туфельку, а папку. В этой папке (показывает) отрывки из произведений с описанием того или иного правонарушения. Давайте назовем это произведение и того, кто совершил правонарушение, ответы запишем и передадим Золушке. Я буду зачитывать отрывки, а вы, если знаете ответ, поднимайте руку. Кто первый, тот и будет отвечать и принесет балл своему классу.
Этот злодей причинил тяжкий вред здоровью одной особы:
Руки-ноги веревками крутил,
Зубы острые в самое сердце вонзал
И кровь у нее выпивал.
Она кричала, надрывалась,
А злодей молчал, ухмылялся. («Муха- цокотуха» К. Чуковского.)
Это северное рогатое животное девочка держала на привязи, каждый вечер щекотала его под шеей своим острым ножом, чего он смерть как боялся! («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена.)
Герой сказки выехал на санях без лошади, ехал очень быстро через город и помял и подавил много народа. («По щучьему велению».)
Герой сказочной повести неправомерно завладел транспортным средством без цели хищения и отправился на нем на другую планету, где наладил торговлю солью. («Незнайка на Луне» Н. Носова.)
Девочка присматривала за братом в отсутствие родителей. Она усадила его на травку под окошком, а сама заигралась на улице. Мальчика похитила стая птиц. («Гуси-лебеди».)
Этот разбойник поселился возле Черной Грязи, у реки Смородинки. Сидел он на двенадцати дубах. От свиста его да от крика пожухла вся трава-мурава, лазоревые цветы осыпались, темные леса к земле поклонились, а люди замертво падали. (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
Уважаемый председатель, прошу объявить, сколько баллов набрали команды за выполнение задания.
Звучит музыка из м/ф «Следствие ведут Колобки». Появляется Колобок, который радостно приветствует Мисс Марпл и Пуаро.
Колобок. Рад, рад, что увиделся с вами снова! А это ваши ученики? Какая замечательная смена у нас растет! Не спрашиваю о том, насколько они талантливы, потому что уверен: без таланта в нашем деле никак. А главное — это талант перевоплощения. Я сам учился у Шерлока Холмса.
Ведущая. Извините, уважаемый Колобок, что прерываю вас. Приглашаем вас занять место в кресле, чтобы лично убедиться, насколько наши команды владеют этим искусством.
Пуаро. Мы готовы показать вам фрагмент из литературного произведения, в котором каждый примерит на себя новую маску.
Ведущая. Но первой пусть начнет команда Мисс Марпл.
Команды показывают отрывки из произведений с детективным сюжетом.
Экспертная комиссия, вам слово.
Колобок (после подведения итогов). Замечательно! Это дело нужно продолжать, поскольку еще столько темных личностей не выведено на чистую воду. Я убегаю и надеюсь, что вы не подведете. (Уходит.)
Звучит фонограмма песни гениального сыщика из м/ф «Бременские музыканты». На сцену быстрым шагом выходит сыщик — герой мультфильма — с большой лупой и чемоданом. Пока звучит фонограмма, он ходит по сцене, рассматривая все через лупу.
Сыщик. Точно, это школа детективов!
Ведущая (кивает головой). Точно.
Сыщик. Я не опоздал?
Пуаро. Мой друг, я рад, что вы не опоздали. (Обращается ко всем.) Мистера Сыщика мы пригласили для проведения следующего экзамена. Улики при вас?
Сыщик. О, у меня полный чемодан вещественных доказательств — так называемых улик, которые я собрал по сказкам, ведь у меня «нюх как у собаки, а взгляд как у орла». Думаю, можно начинать экзамен. (Раскрывает чемодан.) В опросе примут участие по одному ученику от класса. Посоветуйтесь и решите, кто это будет.
К Сыщику выходят по одному представителю.
Итак, перед вами предметы преступлений. Должен заметить также, что некоторые из них использовались в благородных целях. Вам предстоит точно указать тот предмет, о котором я буду говорить.
Этим предметом была отравлена одна прекрасная особа, изгнанная из дома злой мачехой и проживающая в лесу у братьев богатырей. (Яблоко.)
Преломление этого предмета привело к смерти злодея, который считался бессмертным. (Игла.)
С помощью этого предмета было потоплено полчище крыс, приносящих вред городу. (Дудочка.)
С помощью этого предмета ведьма утопила девушку, что увидел братец, превращенный в козленка, оставшийся на берегу. (Камень.)
Этот предмет оставил следы на теле девушки высшего сословия во время сна на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках. (Горошина.)
Этим предметом был уничтожен злодей, съевший бабушку и внучку. (Ружье.)
С помощью этого предмета была освобождена заложница и убит злодей, мучавший ее на глазах гостей. (Сабля.)
Ребята по очереди отвечают и показывают предметы.
О, в этой школе учатся настоящие знатоки! Сколько баллов у этих ребят?
Председатель комиссии объявляет итоги.
Прекрасно! Прошу собрать мой чемодан, я должен вас покинуть, так как у меня много дел. Я спешу! (Покидает сцену.)
Ведущая. Думаю, пора подвести итоги экзаменов. Класс, набравший большее количество баллов, будет награжден золотыми медалями «Школы детективов». Другой класс получит серебряные медали.
Председатель экзаменационной комиссии объявляет итоги. Награждение.
Пуаро. Уважаемые выпускники школы детективов! Поздравляю вас с успешной сдачей экзаменов!
Мисс Марпл. Мы уверены, что полученные в нашей школе знания помогут вам в жизни.
Ведущая. Уважаемые зрители! Надеюсь, вы интересно провели время в «Школе детективов». И кто знает, быть может, скоро мы встретимся с вами здесь на вступительных экзаменах. До свидания!