Звучит песня «Алфавит», ребята рассаживаются по местам. В это время клоуны выносят учебники, которые дети будут изучать после азбуки.
Кнопочка. Фунтик, иди скорее! Посмотри, ребята уже на местах сидят, а мы еще не все подарки принесли. Сколько нам еще осталось? (Считает учебники.) Пять. Беги за ними, а я пока без тебя начну.
Фунтик убегает за кулису.
Здравствуйте, ребята! Как давно мы с вами не виделись! За это время мы с Фунтиком побывали в чудесном городе. В нем несколько улиц. На улице Гласных в ярких красных домиках поселились десять маленьких сестер: А, И, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, Ё. Каждая из них имеет свой удивительный характер. Вот, скажем, А любит задавать вопросы, О — удивляться и размышлять, И — превращаться в иголку, Ы — прятаться в середине и конце слов, а буква Ю о себе рассказывает стихи. На улице Согласных в синих домиках тоже поселилось много жителей. В одних домиках живут звонкие согласные. Там всегда весело, слышатся выразительные звонкие голоса. Глухие согласные имеют свои домики. По характеру эти жители скрытные, хотя и водят дружбу с некоторыми звонкими, образуя пары. Окна домиков, где проживают глухие согласные, почти всегда наглухо закрыты ставнями. А в стороне находится домик с капризными согласными — шипящими. На его дверях такие слова:
Знаем твердо: ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
А вы, ребята, знаете, о каком городе идет речь?
Дети. Азбука.
Кнопочка. Верно. Мы с Фунтиком слышали, что сегодня вы прощаетесь с этим городом, и мы принесли вам подарок — новый учебник. Куда же Фунтик запропастился с подарком? Фунтик, ты скоро?
Слышится грохот. Выбегает Фунтик, держась за голову.
Фунтик. Кнопочка, я так сильно бежал, что врезался в косяк. Кажется, в голове что-то рассыпалось.
Кнопочка. Фунтик, нужно смотреть, куда бежишь. Ты говорил, что сочинил для ребят коротенькие стихотворения. Ребята на месте, можешь начинать.
Фунтик. Да это я запросто. Сейчас я их всех удивлю своим новым талантом. Кстати, какое у нас время года?
Дети. Весна.
Фунтик. И первое мое стихотворение о весне:
Тает снег.
Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Кнопочка. Фунтик, кажется, ты сильно повредил голову. Ты начал путать буквы в словах. Где же ты видел на ветвях врачей? Правильно не врачей, а грачей. А вы, ребята, слушайте внимательно и, если Фунтик говорит что-то неправильно, исправляйте его. (К Фунтику.) Продолжай.
Далее Кнопочка вместе с ребятами исправляет ошибки в стихах А. Шибаева.
Фунтик. Стихотворение о моей собаке.
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело…
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».
Я сегодня какой-то рассеянный. Нужно собраться, вот сейчас точно получится:
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Кнопочка. Зубы на полянах не растут. Название какого дерева похоже на зуб?
Дети. Дуб.
Фунтик. Все, сейчас точно получится правильно:
Русская красавица
Своей козою славится.
Кнопочка. Кем-кем? Ребята, давайте подумаем, какую букву нужно поменять.
Дети. Букву З.
Кнопочка. И что получится, чем все-таки славится русская красавица?
Дети. Косою.
Кнопочка. Молодцы, правильно! Фунтик, ты так ударился головой, что тебя можно смело назвать ударным. Знаешь, ведь звуки тоже бывают ударные и безударные.
Фунтик. Если честно, то нет. Я, наверное, в этот момент с Мишкой в морской бой играл.
Кнопочка. Как не стыдно, Фунтик! Тогда слушай внимательно сказку, которую я буду рассказывать ребятам. Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли — ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные А и О стоят без ударения, то хотят занять место и одна, и другая. На помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударение и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные А или О. С тех пор эти дети пишут грамотно, а гласные не ссорятся. Этот же волшебник подарил мне палочку. Надеюсь, она сможет привести твои мысли в порядок.
Фунтик. Давай попробуем. Что-то мне совсем не нравится каламбуры сочинять.
Кнопочка прикасается волшебной палочкой к голове Фунтика.
Кнопочка. Что, чувствуешь что-нибудь?
Фунтик. Кажется, колбасой пахнет.
Кнопочка. Фунтик, какая колбаса?! Голова как?
Фунтик. А ты поспрашивай у меня что-нибудь.
Кнопочка. Давай я вас с ребятами проверю на правильность расстановки ударения.
Фунтик. Легко! (Незаметно для Кнопочки — к ребятам.) Вы мне только подсказывайте!
Кнопочка. На берегу растет сосна,
А рядом с нею — … (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею — … ( звезды).
А на траве лежит роса,
А рядом с нею — … (росы).
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею — … (косы).
Фунтик. И будет мягкая трава
Душистым легким сеном.
Сгребать его пойдет мой дед.
Точней, пойдем мы с дедом.
Кнопочка. Фунтик, твой талант к сочинению стихов к тебе вернулся! Да я еще смотрю, ты у нас трудолюбивый, дедушке собрался помогать. А ты знаешь, какая самая трудолюбивая буква?
Фунтик. Наверное, буква Ф.
Кнопочка. А почему ты так решил?
Фунтик. Потому что это первая буква моего имени.
Кнопочка. Вот и неверно. Самой трудолюбивой буквой русского алфавита является О (в тысяче букв текста она встречается 90 раз), а самой ленивой как раз таки Ф (встречается два раза в тысяче букв).
Фунтик. Давай посмотрим, насколько трудолюбива буква О. Ребята, придумывайте слова на букву О, поднимайте руки и называйте их.
Проводит аукцион слов.
(Кнопочке.) Видишь, какую я игру придумал интересную. Да я вообще, если хочешь знать, самый талантливый, еще я самый умный, я самый веселый, я самый-самый. Я даже в честь себя поставлю букву Я на верхнюю ступень моей пирамиды.
На ватмане нарисована пирамида. В основании у нее 5 клеток для 5 букв, затем 4, 3, 2, 1. Фунтик вписывает букву Я в верхнюю клетку, остальные клетки заполняются по ходу игры.
Кнопочка. Фунтик, а почему остальные ступени пустые?
Фунтик. А меня еще сочинительная муза не посетила.
Кнопочка. Мне кажется, ребята, в отличие от тебя, и без всякой музы придумают слова.
Проводят игру «пирамида слов», вписывая в клетки слова на букву Я.
Почему буква Я последняя в алфавите? Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С. Я. Маршак на этот вопрос.
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых «я» да «мне»
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
А тебе, Фунтик, надо перестать хвастаться.
Фунтик. Зато я маме помогаю! (Огорченно.) Иногда помогаю… Кнопочка, мне мама написала в записке, что нужно купить в магазине.
Кнопочка. И что?
Фунтик. Я играл с ребятами в футбол и упал в лужу. Весь до ниточки промок, и на записке половина букв исчезла. Что делать?
Кнопочка. Ну, я думаю, можно попросить помощи у ребят. Ребята, поможете Фунтику в его беде?
Дети. Да.
Фунтик. Здорово! А можно я с помощью этого футбольного мяча буду выбирать себе помощников?
Кнопочка. Каким это образом?
Фунтик. Я буду кидать мячик в зал и говорить первый слог. Тот, кто мяч поймает, говорит второй слог. Приготовились? Начали!
Варианты: мас-ло, ры-ба, ке-фир, тес-то, тво-рог, ба-тон, ли-мон, ба-нан.
Кнопочка. Сейчас я бы хотела провести контрольную работу по изученному материалу. Первый вопрос: что находится в центре земли?
Дети. Буква М.
Кнопочка. Вопрос второй: что находится между полом и потолком?
Дети. Буква И.
Кнопочка. И последний вопрос: чем заканчиваются день и ночь?
Дети. Мягким знаком.
Кнопочка. Молодцы! А теперь прозвучит стихотворение, которое подготовили ученики всех первых классов.
Это может быть стихотворение «Азбука» Б. Заходера, «Азбука» Ю. Тувима и др.
Фунтик. Кнопочка, чтобы у ребят открытия не заканчивались, надо им вручить новые учебники.
Кнопочка. Хорошая идея, Фунтик! Ребята откроют первую страницу, вложат закладку и будут получать новые знания и делать новые открытия.
Клоуны раздают новые учебники и закладки.
А сейчас все вместе прочитаем стихотворение. Когда я спрошу: «Для кого?» — вы хором отвечаете: «Для меня!» Если я спрошу: «За кого?» — вы отвечаете: «За меня!»
Кто-то где-то сделал парту.
Для кого?
Дети. Для меня!
Кнопочка. Начертили где-то карту.
Для кого?
Дети. Для меня!
Кнопочка. Доски грифельные красят.
Для кого?
Дети. Для меня!
Кнопочка. Все, что в школе, все, что в классе,
Для кого?
Дети. Для меня!
Кнопочка. Там звонки на переменке.
Для кого?
Дети. Для меня!
Кнопочка. Ставят счеты возле стенки.
Для кого?
Дети. Для меня!
Кнопочка. Там учитель ждет ответа.
От кого?
Дети. От меня!
Кнопочка. Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться
За кого?
Дети. За меня!
Кнопочка. До новых встреч, ребята!