Действующие лица: Г р а ф Ш у в а л о в, Е л и з а в е т а П е т р о в н а, П р и д в о р н а я д а м а, Ц е р е м о н и й м е й с т е р.
Подготовительная работа. Параллели 5-11-х классов формируют по 2 сборные команды. Первая сборная команда должна представить страну (Греция, Англия, Бразилия, Китай, Индия и т. д.). В своем театрализованном выступлении ребята отражают традиции, культуру, особенности страны. Обязательны для показа элементы национального костюма. Время выступления — 5 минут.
Вторая сборная команда в количестве 5 человек примет участие в интеллектуальных конкурсах, где будут звучать вопросы о различных странах.
План тематического дня
«Вход в Храм наук по пропускам». У входа в школу фрейлины просят предъявить «пропуск» — знания: формулировка теоремы, физического закона, грамматического правила, исторические даты и т. д.
«Всем! Всем! Всем!» Торжественное объявление о Дне наук в фойе школы.
«В науку с увлечением». Шарады, кроссворды, загадки, ребусы, работа видеозала на переменах.
«Прием у императрицы». Мероприятие для учащихся 5-11-х классов.
Звучит музыка.
Граф Шувалов. Что-то императрица задерживается… Послы уже все прибыли, ожидают аудиенции в тронном зале.
Придворная дама. Матушка императрица с утра была в хорошем расположении духа, ведь сегодняшний день обещает быть особенно интересным, поскольку сулит встречу с ярчайшими представителями науки, искусства.
Граф Шувалов. Да, Елизавета Петровна покровительствует развитию наук и умеет ценить прекрасное. Благодаря ей мы уже третий раз празднуем День наук.
Церемониймейстер. Государыня императрица Елизавета Петровна!
Выходит императрица.
Елизавета Петровна. С праздником вас, господа! С Днем науки!
Граф Шувалов. Послы нескольких государств прибыли в нашу страну, чтобы засвидетельствовать вам свое почтение и разделить радость столь знаменательного события.
Елизавета Петровна. Так не будем же медлить! Ни к чему послам томиться ожиданием.
Церемониймейстер. Послы из солнечной Греции!
Выступление 5-х классов.
Елизавета Петровна. Очень приятно, что вы прибыли на наш праздник. В нашей стране так же ценят науки, как и в далекой Греции. И немало хороших мужей прославили Россию своими достижениями и научными открытиями. (Показывает на вторую сборную команду.) А сии достойнейшие господа готовы доказать вам, что не оскудела земля русская умами.
Граф Шувалов. Позвольте вам доказать, уважаемые послы, что присутствующие здесь немало знают о вашей стране.
Для параллелей звучат разные вопросы.
5-6-е классы.
Говорят, что в Древней Греции были очень справедливые законы. Один из них гласил: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза…» — и к этому было добавлено: «…а кто выколет глаз одноглазому, тот…» Какое наказание следовало за это деяние? (Тот лишится обоих глаз.)
7-8-е классы.
Богиню мудрости в Древнем Риме называли Минерва. А как ее звали в Греции? (Афина.)
9-11-е классы. Что означает «акробатика» в переводе с греческого? (Ходить на цыпочках.)
Церемониймейстер. Послы из далекой Англии!
Выступление 6-х классов.
Елизавета Петровна. Готовы ли мои подданные продемонстрировать знания касаемо этой страны?
Придворная дама. Я по просьбе Графа Шувалова задам вопросы, чтобы послы убедились, как много в России знают об их стране.
5-6-е классы.
Кто был любимым героем английских баллад? (Робин Гуд.)
7-8-е классы.
Слово французского происхождения, но впервые этот институт госу¬дарственной власти появился в Англии. (Парламент.)
9-11-е классы.
Какое животное в Англии состоит на государственной службе и получает зарплату? (В Британском музее служат 6 кошек за 50 фунтов стерлингов.)
Церемониймейстер. Послы из жаркой Бразилии!
Выступление 7-х классов.
Придворная дама. Ах, милейший Граф, как бы я хотела побывать в этой стране, хотя бы одним глазком взглянуть на карнавал в Рио-де-Жанейро!
Граф Шувалов. Разделяю ваше восхищение. Это, должно быть, истинно завораживающее зрелище. Наслышан, хотя сам не имел удовольствия там присутствовать.
Придворная дама. А наши подданные знают об этой стране очень много.
Граф Шувалов. Проверим, матушка.
5-6-е классы.
Как называли в Бразилии участки земли, которыми завоеватели-португальцы наделяли переселенцев из Португалии? (Фазенда.)
7-8-е классы.
Одно из прозвищ великого бразильского футболиста Насименто. (Пеле, Черная жемчужина.)
9-11-е классы.
Самба — очень популярный танец в Бразилии. Но ни один такой танец не обходится без негритянских «атабаке» и «аже». Что это? (Большой барабан, инструмент в форме глиняного сосуда, внутри которого маленькие камешки.)
Церемониймейстер. Государыня матушка, там арапы прибыли! Жуть какие страшные!
Граф Шувалов. Что ты никак в толк не возьмешь?! Учу, учу тебя уму-разуму! Не арапы, а представители африканских государств.
Церемониймейстер. Простите, Ваше сиятельство! Так приглашать их?
Граф Шувалов. Приглашай!
Церемониймейстер. Послы из Африки!
Выступление 8-х классов.
Елизавета Петровна. Мы рады, что слух о нашей России дошел до столь экзотических стран. Да будет вам известно, уважаемые, что, несмотря на удаленность ваших стран, мои подданные много знают о них и в который раз готовы это доказать.
Граф Шувалов. Вопросы о вашем континенте, господа!
5-6-е классы.
Данное слово имеет несколько значений: птица, обитающая в Африке; человек, без которого не обходится ни один директор организации. Какое это слово? (Секретарь.)
7-8-е классы.
Родиной какого домашнего животного считается Африка? (Кошки.)
9-11-е классы.
Какое животное, родственное встречающемуся в наших лесах, можно встретить только в Африке? (Кабан африканский бородавочник.)
Церемониймейстер. Послы из Китая!
Выступление 9-х классов.
Елизавета Петровна. Должна признаться, что очень ценю умение китайских мастеров изготовлять столь тонкий и изысканный фарфор. И качество китайской бумаги также оценено нашими печатниками по достоинству.
Придворная дама. Стоит заметить, матушка императрица, что наши подданные весьма начитанные и немало знают об истории удивительной страны, называемой Поднебесной.
Граф Шувалов. Вопросы уже готовы.
5-6-е классы.
Какое приспособление для путешественников изобрели в Китае? (Компас.)
7-8-е классы.
Это «яблоко», по мнению голландцев, росло только в Китае. (Апельсин.)
9-11-е классы.
Это китайские иероглифы (см. рис. а, б, в). Какие понятия они образуют в сочетании (рис. г, д)?
Елизавета Петровна. Удивительная страна! Как бы мне хотелось там побывать!
Граф Шувалов. Государыня матушка, сначала надо всех послов принять.
Церемониймейстер. Послы из Индии!
Выступление 10-х классов.
Граф Шувалов. Ваше Величество, позвольте вам предложить сыграть со мной в шахматы.
Елизавета Петровна. Не откажусь, тем более знаю, что эту полезнейшую для ума игру придумали как раз в Индии.
Придворная дама. А я пока вопросы задам нашим знатокам.
5-6-е классы.
Как в Индии называется князь? (Раджа.)
7-8-е классы.
Как мы называем цифры, изобретенные в Индии? (Арабские.)
9-11-е классы.
В Индии существуют два государственных языка. Какие? (Хинди и английский.)
Церемониймейстер. Послы из Испании!
Выступление 11-х классов.
Придворная дама. Милейший Граф, должна вам признаться, что я весьма неравнодушна к историям о путешествиях испанских конкистадоров. Так бы и отправилась вместе с ними за сокровищами Карибского моря.
Граф Шувалов. Сударыня, а не хотели бы вы узнать об этой стране больше? Если так, то подданные продемонстрируют сию же минуту знания о жизни испанского королевства.
5-6-е классы.
В Испании проводится фестиваль овоща, который используют для профилактики простудных заболеваний. (Фестиваль чеснока.)
7-8-е классы.
Основной доход испанская казна получает от так называемой «промышленности без труб». Что скрывается под этой фразой? (Туризм.)
9-11-е классы.
Почему говорят, что на территории Испании есть не одна Испания, а много? (Из-за разнообразия природных условий, которым не отличаются другие европейские страны.)
Елизавета Петровна. Дамы и господа, я весьма довольна тем, что сегодня увидела. Прием удался на славу! Мне бы хотелось отблагодарить моих подданных за доставленное мне удовольствие и наградить достойнейших.
Подведение итогов.
а— вода, б — слово, в — мощь, г — река, д — критиковать