Цель мероприятия:
Повысить интерес к предмету и мотивацию учащихся к учению, продолжить развивать способности работать в команде.
Задачи:
-активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;
-мотивировать учащихся на успех;
— сформировать умения и навыки общенаучного, общеинтеллектуального характера;
— воспитывать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям
Оборудование: интерактивная доска, кроссворды, черная шляпа.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня встречаются команды с 8-го класса. Слово командам для представления: названия девиза, приветствия соперников, жюри.
Правила техники безопасности.(слайды 1-10)
Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. В химической лаборатории и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из вас должен знать правила поведения в химическом кабинете.
Перед вами рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Вам надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 мин.
I-тур. «Дальше, дальше, дальше…»
Каждая команда за 1 мин отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 10 баллов.
1.То, из чего состоят физические тела. (Вещества).
2.Химические явления. (Химические реакции).
3.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула).
4.Определенный вид атомов. (Атом).
5.Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. («+1″).
6.Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).
7.Один из отечественных авторов атомно-молекулярного учения. (М. В. Ломоносов).
8.Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки веществ с немолекулярным строением? (Атомы, ионы).
9.Запись химических реакций с помощью химических знаков и формул. (Химическое уравнение).
10.Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько более простых веществ. (Реакции разложения).
11.Единица измерения количества вещества. (Моль).
12.Масса одного моля вещества. (Молярная масса).
13.Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).
14.Назовите вещество Na2SO4. (Сульфат натрия).
15.Формула поваренной соли. (NaCl).
Читайте также:
Песня-переделка про химию.
16.Наука о веществах и их превращениях. (Химия).
17.Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой. (Свойства).
18.Разделение смесей с помощью фильтра. (Фильтрование).
19.Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).
20.Вещества, образованные атомами одного вида (Простые).
II тур. Отгадай загадку.
Хватит ли вам знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?
За каждую загадку команда получает по 5 баллов
Он повсюду и везде:
В камне, воздухе, воде,
Он и в утренней росе,
И в небесной голубизне.
(Кислород)
Нитрокраска, нитролак,
Нашатырь и аммиак,
Воздух, нитроглицерин,
И капрон, и анилин –
Все содержит «нитроген».
Кто же он, вернее «эн»?
(Азот)
Я — металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер — переходный.
(Алюминий)
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
(Водород
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(Медь)
Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил!
(Магний)
Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(Хлор)
Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным.
(Углерод)
III тур. Что исчезло?
Учитель: На столе разложена химическая посуда. Игроку предлагается в течение 5 секунд запоминать лежащие перед ним предметы и отвернуться. Ведущий быстро меняет предметы местами, убирая при этом один из них. Игрок поворачивается вновь к столу и отгадывает, что с него исчезло. Я приглашаю по одному участнику из каждой команды. Такое задание проводится для каждого игрока от каждой команды. За правильно выполненное задание каждой команде по 5 балов.
IV тур. Полиглот.
Казахская пословица гласит: «Человек, знающий семь языков, заботится о судьбе семи народов». Вы знаете, что символы химических элементов происходят от латинских названий. Поэтому необходимо знать не только русские и казахские названия элементов.
Задание: Учитель называет химический элемент на русском языке, а участники конкурса на казахском языке и на латинском.
На русском языке |
На казахском языке |
На латинском языке |
кислород |
өттек |
oxygenium |
углерод |
комiртек |
carbonicum |
цинк |
мырыш |
zincum |
олово |
қалайы |
stanum |
золото |
алтын |
aurum |
железо |
темiр |
ferrum |
медь |
мыс |
cuprum |
сера |
күкiрт |
sulfur |
водород |
сүтегi |
hydrogenium |
свинец |
корғaсын |
plumbum |
серебро |
күмiс |
argentum |
V тур. Химический кроссворд.
По горизонтали.
1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.
4. Это вставляют в воронку при фильтровании.
5. Неметалл, твердый, желтого цвета.
8. Инертный газ.
9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).
По вертикали.
2. Количество вещества.
3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.
6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».
7. Составная часть воздуха.
Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.
По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.
VI тур. Вопросы из «черной шляпы».
Ведущий предлагает представителям команд поочередно тянуть вопросы из черной шляпы, за каждый правильный ответ 5 баллов.
1.Этот ученый известен всему миру как автор открытия величайшего закона, но он еще и основоположник гидратной теории растворов. (Д. И. Менделеев).
2.В атмосфере этого газа каучук становится хрупким, а красители воспламеняются, обесцвечиваются, название этого газа в переводе с греческого – «пахнущий». (Озон).
3.Один учащийся утверждает: «Сера в воде тонет, ведь ее плотность равна 2.» А второй возражает: «Нет, сера в воде не тонет». Кто из них прав? (Оба, кусочки тонут, а порошок всплывет).
4.С помощью этого вещества можно распознать серную кислоту и ее солей. (Хлорид бария).
5.Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя в действительности не существовал? (Философский камень).
6.Говорят, что этот галоген французскому ученому Бернарду Куртуа помог открыть «четвероногий» соавтор. Назовите этот элемент и соавтора открытия. (Йод, кот).
Итог мероприятия: Награждение.
В качестве призов связки сушек капитанам команд, лучшим игрокам блокноты с ручками.
Учитель:
Но вот и закончился конкурс, определился победитель. Вершины науки покоряются только смелым и настойчивым людям. У вас ещё впереди много открытий. Каждый может сделать для себя вывод, а кого-то ждут новые непокорённые высоты. Любите химию, эту чудесную, неповторимую науку! Дерзайте!
Открыты к знаниям пути,
Учитесь всегда с прилежанием,
Чтобы новые элементы найти,
Нужны таланты, умение, дерзание!
Грызите гранит науки,
Желаю вам химию любить,
Чтоб Государству родному,
Славу добрую добыть!